Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР

Телефон доверия: +996 (312)66-25-76 - Ахмедова Айгүл Мамедовна,Уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции      www.anticor.gov.kg


 

О финансово-экономических основах местного самоуправления

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 25 сентября 2003 года N 215


ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 25 сентября 2003 года N 215

О финансово-экономических основах местного самоуправления

Настоящий Закон регулирует финансовые и экономические отношения органов местного самоуправления айылного аймака и города с государственными органами, другими органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, а также определяет порядок и принципы формирования и исполнения местного бюджета и внебюджетных фондов органов местного самоуправления айылного аймака и города.

(В редакции Законов КР от 14 февраля 2008 года N 14, 13 июля 2012 года N 106)

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Бюджетная система Кыргызской Республики - регламентируемая нормами права система отношений по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики.

2. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы.

3. Местный бюджет - бюджет местного сообщества айылного аймака и города, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

4. Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в распоряжение органов местного самоуправления.

5. Расходы местного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов местного самоуправления.

6. Трансферты - бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы Кыргызской Республики.

7. Гранты - трансферты, предоставляемые республиканским бюджетом местным бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основах.

8. Категориальные гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования определенных видов расходов местного бюджета, гарантированных государством.

9. Выравнивающие гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета, для обеспечения финансирования расходов местных бюджетов в соответствии с минимальными государственными социальными стандартами с целью поддержания стабильного социально-экономического положения.

10. Долевые (стимулирующие) гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета органам местного самоуправления, в целях стимулирования эффективного расходования бюджетных средств, средств по государственным приоритетным программам и проектам, увеличения доходов местных бюджетов и более полной мобилизации местных источников доходов.

11. Взаиморасчеты - денежные средства, перечисляемые в местные бюджеты или из них в течение бюджетного года в связи с изменениями в доходах и/или расходах в силу решений/обязательств, принятых Правительством Кыргызской Республики или иными органами исполнительной власти, не предусмотренные в утвержденных бюджетах; и/или в силу изменений в уровне производства, ценах или других процессах, имеющих место в национальной экономике, и которые отличаются от бюджетного среднесрочного прогноза, используемого в качестве основы для формирования бюджета.

12. Добровольные взносы - денежные средства, предоставляемые местным бюджетам и внебюджетным фондам физическими или юридическими лицами на безвозмездной и безвозвратной основах для выполнения задач и функций, входящих в компетенцию органов местного самоуправления.

13. Минимальные государственные социальные стандарты - стандарты государственных услуг, предоставление которых гражданам на минимальном уровне гарантируется Правительством Кыргызской Республики.

14. Минимальная бюджетная обеспеченность - минимальный уровень денежных средств, необходимых органам местного самоуправления для предоставления минимальных государственных социальных стандартов в пределах их территории.

15. Источники доходов местного бюджета - местные налоги и сборы, неналоговые поступления; налоги и доходы, распределяемые на республиканском уровне; трансферты, добровольные взносы.

16. Муниципальная собственность - собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

17. Займы органов местного самоуправления - срочные договорные обязательства, принятые органами местного самоуправления путем заключения договора займа и/или выпуска муниципальных ценных бумаг, посредством которых органы местного самоуправления получают денежные средства с обязательством возвратить сумму займа и выплатить процент за пользование.

18. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления - фонды, создаваемые органами местного самоуправления на основе добровольных взносов для реализации социально-экономических программ и проектов, не предусмотренных местными бюджетами.

(В редакции Законов КР от 14 февраля 2008 года N 14, 13 июля 2012 года N 106)

Статья 2. Основные принципы финансово-экономических основ местного самоуправления

Финансово-экономические основы местного самоуправления базируются на следующих принципах:

- разграничения функций государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечения необходимыми финансово-экономическими средствами для решения вопросов местного значения;

- обеспечения необходимыми финансово-экономическими средствами для исполнения делегированных государственных полномочий;

- независимости местных кенешей в управлении финансово-экономическими средствами местного самоуправления.

(В редакции Закона КР от 13 июля 2012 года N 106)

Раздел II
Финансы органов местного самоуправления и межбюджетные отношения

Статья 3. Доходы местных бюджетов

1. Доходы местных бюджетов состоят из местных налогов и сборов, неналоговых поступлений; налогов и доходов, распределяемых на республиканском уровне; трансфертов, добровольных взносов.

2. Доходы местных бюджетов, получаемые из местных налогов и сборов и неналоговых поступлений, не подлежат изъятию в бюджет другого уровня.

3. Займы не включаются в доходы местных бюджетов.

4. Доходы, дополнительно полученные при исполнении местного бюджета и распределяемые по нормативам отчислений, утвержденных согласно законодательству Кыргызской Республики, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении органов местного самоуправления. Вышеназванные доходы изъятию не подлежат и используются на финансирование расходов местного бюджета по усмотрению местных кенешей.

5. Региональные отделения казначейства и органы налоговой службы регулярно и своевременно предоставляют органам местного самоуправления всю необходимую информацию о доходах соответствующего местного бюджета.

(В редакции Закона КР от 28 января 2010 года N 15)

Статья 4. Местные налоги и сборы

1. Местные налоги и сборы, предусмотренные налоговым и другим законодательством Кыргызской Республики, непосредственно поступают в местные бюджеты.

2. Сбор местных налогов и сборов осуществляется органами Налоговой службы и уполномоченными ими налоговыми инспекторами органов местного самоуправления.

(В редакции Закона КР от 28 января 2010 года N 15)

Статья 5. Местные неналоговые поступления

1. Местные неналоговые поступления включают в себя:

1) доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом;

2) арендную плату, взимаемую за право пользования землями Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;

3) доходы, получаемые местными бюджетными учреждениями от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, установленные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, которые используются исключительно для покрытия расходов по реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

4) другие неналоговые поступления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Неналоговые поступления, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи, непосредственно поступают в соответствующий местный бюджет.

3. Сбор местных неналоговых поступлений осуществляется уполномоченными сотрудниками органов местного самоуправления.

Статья 6. Порядок распределения поступлений от общегосударственных налогов и других доходов

1. К общегосударственным налогам и другим доходам, распределяемым на республиканском уровне, относятся:

1) подоходный налог;

2) налог с продаж;

3) налог на основе добровольного патента;

4) налог на основе обязательного патента;

5) упрощенная система налогообложения на основе единого налога;

6) другие общегосударственные налоги и другие доходы, устанавливаемые в законодательном порядке.

2. В местные бюджеты производятся отчисления от налогов и доходов, перечисленных в части 1 настоящей статьи.

3. Налоги и доходы, перечисленные в части 1 настоящей статьи, распределяются согласно установленному нормативу отчислений органу местного самоуправления по месту поступления налогов.

4. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 28 января 2010 года N 15}

(В редакции Закона КР от 28 января 2010 года N 15)

Статья 7. Трансферты и добровольные взносы

1. Категориальные гранты:

1) категориальные гранты выделяются из республиканского бюджета органам местного самоуправления на основе формулы, рассчитывающей потребность в финансировании государственных программ на местном уровне. Методы и формула расчета категориальных грантов определяются Правительством Кыргызской Республики;

2) категориальные гранты распределяются Министерством финансов Кыргызской Республики местным бюджетам через свои территориальные подразделения в соответствии с установленными методами и формулой.

2. Выравнивающие гранты:

1) выравнивающие гранты рассчитываются и распределяются на основе формулы, утвержденной Правительством Кыргызской Республики, которая учитывает финансовый разрыв между потенциалом доходов и потребностями местного бюджета на финансирование расходов местного сообщества;

См.:

постановление Правительства КР от 2 сентября 2005 года N 403 "Об утверждении Инструкции по формуле расчета выравнивающих грантов"

2) выравнивающие гранты распределяются Министерством финансов Кыргызской Республики местным бюджетам через свои территориальные подразделения в соответствии с установленными методами и формулой.

3. Долевые (стимулирующие) гранты:

Долевые (стимулирующие) гранты предоставляются органам местного самоуправления на конкурсной основе. Органы местного самоуправления вправе подавать заявки на получение долевых (стимулирующих) грантов в соответствии с условиями, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

См.:

постановление Бишкекского горкенеша от 9 июля 2004 года N 235 "Об утверждении Временного положения о порядке финансирования проектов, направленных на развитие г.Бишкек, за счет стимулирующих (долевых) грантов"

4. Средства, передаваемые по взаимным расчетам из одного бюджета в другой бюджет:

1) в случае принятия нормативных правовых актов (за исключением актов органов местного самоуправления), в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы местных бюджетов, соответствующие суммы компенсируются из республиканского бюджета, а в случае уменьшения расходов или увеличения доходов местных бюджетов соответствующие суммы изымаются в республиканский бюджет;

2) Правительство Кыргызской Республики вправе не позднее 30 дней до окончания квартала вносить уточнения во взаимные расчеты в связи с уточнением показателей по контингенту общегосударственных налогов и других доходов, вызванных изменением объемов производства (работ, услуг), уровней цен, темпов инфляции и другими процессами, происходящими в экономике Кыргызской Республики, которые отличаются от среднесрочного прогноза бюджета, используемого в качестве основы при формировании государственного бюджета.

5. Добровольные взносы:

1) физические и юридические лица вправе вносить добровольные взносы на безвозмездной и безвозвратной основах в местные бюджеты и внебюджетные фонды органов местного самоуправления;

2) добровольные взносы отражаются в доходной части местного бюджета и внебюджетных фондов органов местного самоуправления за период, в который они поступили;

3) добровольные взносы в форме недвижимого и движимого имущества подлежат включению в реестр муниципальной собственности местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

6. Доходы местного бюджета могут быть перечислены в иной бюджет только по решению местных кенешей.

(В редакции Закона КР от 15 июля 2009 года N 213)

Статья 8. Займы органов местного самоуправления

1. Заем органов местного самоуправления осуществляется исполнительными органами местного самоуправления с согласия соответствующего местного кенеша и Министерства финансов Кыргызской Республики.

2. Займы органов местного самоуправления могут быть краткосрочными (до одного года); среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

3. Заем органов местного самоуправления осуществляется путем выпуска муниципальных ценных бумаг исключительно в целях реализации программ и проектов развития территории в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

4. Заем органов местного самоуправления обеспечивается и погашается средствами местного бюджета в порядке, установленном договором между органом местного самоуправления и кредитором.

5. Государство не несет ответственности по займам органов местного самоуправления и органы местного самоуправления не несут ответственности по долговым обязательствам государства.

Статья 9. Краткосрочные займы органов местного самоуправления

В случае временной необходимости восстановления ресурсов денежных средств в течение бюджетного года органы местного самоуправления вправе осуществлять краткосрочный заем недостающих средств у кредиторов. Краткосрочный заем может быть осуществлен органами местного самоуправления при совокупном соблюдении следующих условий:

1) общий долг по краткосрочным займам не может превышать ограничения, предусмотренного частью 1 статьи 11 настоящего Закона;

2) общий долг по краткосрочным займам должен быть погашен в течение года, в котором был осуществлен заем;

3) средства, полученные от размещения краткосрочного займа, не могут быть вложены в другие ценные бумаги;

4) погашение займа в соответствии с настоящей статьей должно быть обеспечено доходом, который орган местного самоуправления получит в течение оставшейся части бюджетного года, с учетом существующего залога доходов в счет погашения займа.

Статья 10. Среднесрочные и долгосрочные займы органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления вправе осуществлять среднесрочные и долгосрочные займы для финансирования капитальных вложений и рефинансирования существующего долга по среднесрочным и долгосрочным займам.

2. Средства среднесрочного и долгосрочного займа не могут быть вложены в другие ценные бумаги, за исключением вложений в приобретение ценных бумаг юридических лиц, одним из учредителей которых является орган местного самоуправления.

Статья 11. Ограничения займов органов местного самоуправления

1. Органам местного самоуправления запрещается осуществлять займы в случае если обязательства по обслуживанию общего долга, включая предстоящие долговые обязательства, превышают 20 процентов годового дохода органов местного самоуправления без учета средств, привлеченных в результате займов.

2. Размер процентных ставок и порядок их выплаты по обязательствам устанавливаются договором.

3. Займы органов местного самоуправления фиксируются в реестре учета долговых обязательств органов местного самоуправления, который ведется в порядке, установленном Министерством финансов Кыргызской Республики.

4. Министерством финансов Кыргызской Республики производится специальная проверка органов местного самоуправления в следующих случаях:

1) если органы местного самоуправления не погашают свои краткосрочные займы в конце того бюджетного года, в котором был осуществлен заем;

2) если в любой момент в течение фискального года размер займов превышает сумму, установленную в части 1 настоящей статьи.

Статья 12. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления в целях реализации социально-экономических программ и проектов вправе создавать внебюджетные фонды.

2. Положения о внебюджетных фондах органов местного самоуправления, включающие порядок формирования, использования и контроля за использованием средств фондов, утверждаются соответствующим местным кенешем.

3. Налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, не могут быть направлены во внебюджетные фонды органов местного самоуправления.

4. Средства внебюджетных фондов органов местного самоуправления расходуются в соответствии с целевыми социально-экономическими программами и проектами и не подлежат изъятию иными органами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

5. Контроль за правильностью использования средств внебюджетных фондов органов местного самоуправления осуществляется соответствующим местным кенешем.

Статья 13. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местного бюджета

1. В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов органы местного самоуправления вправе получать необходимые сведения от финансовых и иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

2. Сведения, необходимые для составления проектов местных бюджетов, включают в себя:

1) нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов;

2) прогнозируемые объемы грантов;

3) виды и объемы расходов, передаваемых из одного бюджета в другой;

4) нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

5) нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;

6) иную необходимую информацию.

3. Порядок составления и представления проекта местного бюджета:

1) проекты местных бюджетов составляются и представляются Правительству Кыргызской Республики через территориальные органы Министерства финансов Кыргызской Республики и местному сообществу для обеспечения связи между доходами и расходами;

2) учреждения, финансируемые из местного бюджета, подготавливают информацию по проекту сметы расходов, в которой указываются по каждой программе те услуги или политика, за которые они отвечают. Информация по проекту сметы расходов включает в себя:

- четкое описание целей;

- ресурсы, выделяемые на каждую программу;

- соответствующие показатели для измерения результатов, эффективности и целесообразности каждой программы;

- информацию о фактическом и намечаемом исполнении каждого показателя.

4. Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

5. Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов и предоставление бюджетной информации между различными уровнями управления:

1) Министерством финансов Кыргызской Республики до 25 мая утверждаются и доводятся до территориальных подразделений Министерства финансов Кыргызской Республики, городов районного, областного, республиканского значений инструкция по составлению бюджета, календарный план, целевые показатели по доходам и расходам, прогнозируемые нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов и прогнозируемые размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты;

2) территориальные подразделения Министерства финансов Кыргызской Республики до 30 мая доводят до финансовых органов айыл окмоту инструкцию по составлению бюджета, календарный план, целевые показатели по доходам и расходам, прогнозируемые нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов и прогнозируемые размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты;

3) проекты доходной части консолидированных бюджетов районов, городов районного, областного, республиканского значений представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до 1 июля;

4) проекты расходной части консолидированных бюджетов районов, городов районного, областного, республиканского значений представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до 1 августа;

5) после представления Правительством Кыргызской Республики проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики Министерство финансов Кыргызской Республики доводит уточненные целевые показатели по доходам и расходам, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов и размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты, до финансовых органов районов, городов районного, областного, республиканского значений;

6) территориальные подразделения Министерства финансов Кыргызской Республики доводят уточненные целевые показатели по доходам и расходам, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов и размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты, до айыл окмоту;

7) органы местного самоуправления уточняют первоначальные проекты местных бюджетов после получения уточненных целевых показателей по доходам и расходам, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов и размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты, и представляют их в соответствующий местный кенеш для утверждения.

6. Исполнение местных бюджетов осуществляется исполнительными органами местного самоуправления через региональные отделения казначейства и органы налоговой службы в соответствии с росписями доходов и расходов, составленными на основании утвержденных бюджетов.

7. Рассмотрение и утверждение бюджетов органов местного самоуправления производится гласно и публично на открытых сессиях кенеша и общественных слушаниях. Постановления кенешей об исполнении бюджетов органов местного самоуправления и решения кенешей о бюджетах на соответствующий год подлежат публикации в средствах массовой информации.

(В редакции Законов КР от 14 февраля 2008 года N 14, 13 июля 2012 года N 106)

Статья 14. Финансирование иных форм осуществления местного самоуправления

Финансирование курултаев, собраний, сходов граждан, территориальных общественных самоуправлений и иных форм осуществления местного самоуправления осуществляется на основании решения местного кенеша в соответствии с уставами местных сообществ и законодательством Кыргызской Республики.

Статья 15. Финансово-экономическое подразделение органа местного самоуправления

1. Финансово-экономическое подразделение органа местного самоуправления является структурным подразделением исполнительного органа местного самоуправления, руководствующегося в своей деятельности решениями соответствующего органа местного самоуправления, уставом местного сообщества, инструктивными положениями Министерства финансов и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Задачи и функции, а также права и обязанности финансово-экономического подразделения органа местного самоуправления определяются соответствующим местным кенешем в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

3. Руководитель финансово-экономического подразделения органа местного самоуправления назначается на должность главой местного самоуправления или мэром с согласия большинства депутатов соответствующего местного кенеша и вышестоящего финансового органа.

4. Руководитель финансово-экономического подразделения органа местного самоуправления освобождается от должности главой местного самоуправления или мэром с согласия большинства депутатов соответствующего местного кенеша.

Раздел III
Экономические основы местного самоуправления

Статья 16. Экономические основы местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют недвижимое и движимое муниципальное имущество, денежные средства органов местного самоуправления, ценные бумаги, природные ресурсы, находящиеся на данной территории, иные объекты гражданских прав, а также предприятия, организации и учреждения, осуществляющие деятельность на соответствующей территории.

Статья 17. Муниципальная собственность

Муниципальная собственность органов местного самоуправления включает в себя недвижимое и движимое имущество, в том числе денежные средства органов местного самоуправления, ценные бумаги и иные имущественные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 18. Денежные средства органов местного самоуправления

Бюджетные средства органов местного самоуправления, а также средства внебюджетных фондов являются муниципальной собственностью органов местного самоуправления. Изъятие бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов другими органами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 19. Преобразование государственных предприятий в муниципальные предприятия или акционерные общества, учреждаемые органами местного самоуправления

1. Государственные предприятия, предоставляющие услуги, оказание которых было передано органам местного самоуправления и/или имущество которых было передано в муниципальную собственность, подлежат преобразованию в муниципальные предприятия либо акционерные общества, одним из учредителей которых является орган местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

2. При передаче государственных предприятий в муниципальную собственность Правительство Кыргызской Республики производит реструктуризацию существующих долгов передаваемых государственных предприятий за счет республиканского бюджета как необходимое условие обеспечения их финансовой жизнеспособности и устойчивости.

3. Передача государственных предприятий в муниципальную собственность осуществляется с согласия соответствующего местного кенеша.

Статья 20. Природные ресурсы

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами, включая землю, источники воды и месторождения полезных ископаемых местного значения, находящимися на территории органа местного самоуправления, если они не находятся в государственной или частной собственности.

Статья 21. Иные объекты гражданских прав органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления вправе владеть, пользоваться и распоряжаться в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке иными объектами гражданских прав.

Раздел IV
Экономическая деятельность органов местного самоуправления

Статья 22. Права органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и некоммерческих организаций, а также на участие в акционерных обществах

1. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и некоммерческие организации, а также участвовать в акционерных обществах с целью обеспечения эффективного и оперативного решения вопросов местного значения, а также стимулирования экономического развития в пределах своей территории и получения прибыли.

2. Органы местного самоуправления вправе делегировать определенные полномочия муниципальным предприятиям, некоммерческим организациям, а также акционерным обществам, более половины акций которых принадлежат органам местного самоуправления, кроме полномочий, которые согласно законодательству Кыргызской Республики относятся к исключительной компетенции государственных органов или органов местного самоуправления.

3. Муниципальные предприятия и некоммерческие организации создаются органами местного самоуправления для оказания услуг, предоставление которых является обязанностью органов местного самоуправления.

(В редакции Закона КР от 28 января 2010 года N 15)

Статья 23. Взаимоотношения органа местного самоуправления и учрежденного им муниципального предприятия или акционерного общества

1. В учредительных документах муниципальных предприятий предусматриваются порядок взаимоотношений органа местного самоуправления и муниципального предприятия, право органа местного самоуправления решать вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения руководителя предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, в том числе утверждение сметы расходов и тарифов на предоставление услуг и иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

2. В учредительных документах акционерного общества, одним из учредителей которого является орган местного самоуправления, предусматривается, что органу местного самоуправления принадлежит более половины акций акционерного общества, за исключением случаев, когда акционерное общество создается в качестве проектной компании в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. Назначение представителей органа местного самоуправления в органы управления акционерного общества производится исполнительным органом местного самоуправления с согласия соответствующего местного кенеша.

3. Орган местного самоуправления вправе инвестировать в муниципальные предприятия путем:

1) закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2) капитальных вложений;

3) реинвестирования прибыли муниципальных предприятий.

4. Орган местного самоуправления вправе инвестировать в акционерные общества, одним из учредителей которых он является, путем:

1) передачи муниципального имущества в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2) капитальных вложений.

(В редакции Закона КР от 15 ноября 2013 года N 201)

Статья 24. Управление акциями акционерных обществ, принадлежащими органам местного самоуправления

1. Управление и распоряжение акциями акционерных обществ, принадлежащими органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Сведения об акциях акционерных обществ, принадлежащих органу местного самоуправления, подлежат включению в реестр объектов муниципальной собственности.

Статья 25. Муниципальный заказ

1. Исполнительный орган местного самоуправления вправе осуществить муниципальный заказ на производство продукции, работ и услуг для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей местного сообщества.

2. Муниципальный заказ может исполняться муниципальным предприятием или учреждением, а также иными физическими и юридическими лицами. Передача исполнения муниципального заказа производится по договору. Передача муниципального имущества по договору о муниципальном заказе производится с согласия местного кенеша. Договор о муниципальном заказе может заключаться в концессионных и других формах.

3. Финансирование муниципального заказа осуществляется на основании договора из средств местного бюджета или внебюджетных фондов органов местного самоуправления.

4. На базовые виды услуг, на которые распространяются государственные стандарты и которые предоставляются населению как монопольные услуги (услуги водоснабжения, канализации, отопления и другие), органы местного самоуправления вправе передавать определенные полномочия муниципальным предприятиям, некоммерческим учреждениям, а также иным физическим и юридическим лицам при условии сохранения контроля органа местного самоуправления за тарифами.

5. Субъект муниципального заказа определяется органами местного самоуправления на основе открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 26. Сотрудничество органов местного самоуправления с государственными органами, другими органами местного самоуправления и иными формами осуществления местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления могут сотрудничать с государственными органами и другими органами местного самоуправления для обеспечения более эффективного и оперативного предоставления услуг местному сообществу и вправе передавать им определенные полномочия, бюджетные средства и иное муниципальное имущество.

2. Сотрудничество органа местного самоуправления с государственными органами и другими органами местного самоуправления может иметь форму:

1) договора о предоставлении услуг одним органом местного самоуправления или государственного органа другому органу местного самоуправления;

2) совместных финансовых соглашений;

3) совместных предприятий.

3. Органы местного самоуправления вправе сотрудничать с органами территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, уличные и квартальные комитеты и другие органы, формируемые жителями определенного района с учетом местных условий и традиций) и передавать определенные полномочия, бюджетные средства и муниципальную собственность на договорной основе.

4. Все формы сотрудничества, а также передача полномочий, бюджетных средств и муниципального имущества, указанные выше, могут быть осуществлены при условии одобрения со стороны соответствующего местного кенеша.

Статья 27. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок:

- привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

- внести предложения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Акаев

 

 

 

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

27 июня 2003 года

 

 

 

Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

не рассмотрен

 

 

 

Одобрен в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Конституции Кыргызской Республики в редакции законов Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики" от 16 февраля 1996 года N 1, "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики" от 21 октября 1998 года N 134, "О внесении изменений в статью 5 Конституции Кыргызской Республики" от 24 декабря 2001 года N 112

 

 

 

 

Все записи